18 Октября 2017 К списку

В Салехарде презентовали Программу психолого-педагогического сопровождения процесса обучения и воспитания детей коренных малочисленных народов Арктической зоны

Программа – результат изучения проблем интеграции детей оленеводов в учебно-образовательную среду.
Исследования проводились в два этапа в 2016-2017 годах на базе Гыданской и Тазовской школ-интернатов в Ямало-Ненецком автономном округе. На первом, экспедиционном этапе, в школах-интернатах работали петербургские ученые и специалисты Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Вторым, аналитическим этапом исследования и разработкой программы, занимался большой коллектив психологов и педагогов Челябинского государственного университета. Накануне в Салехарде состоялась презентация программы для преподавателей и специалистов сферы образования.

Как рассказал кандидат психологических наук, доцент Челябинского государственного университета Михаил Овчинников, авторы исследования выявили серьезные трудности социокультурной адаптации детей оленеводов в учебно-образовательную среду, связанные с психологическими проблемами школьников: низким уровнем речевого развития, особенностями физического развития, отличающими детей тундровиков от сверстников, выросших в городской и поселковой среде, трудностями социализации в русскоязычную среду, формированием выученной беспомощности, утратой этнических навыков в старшем школьном возрасте, проблемами формирования национальной идентичности и многое другое. В отношении детей коренного населения важнейшей миссией региональной системы образования должно стать создание условий для социальной адаптации и формирования мотивации для самореализации в местах традиционного проживания.

Авторы программы предлагают ввести практику консорциума – привлечения большого круга специалистов (социальных педагогов, психологов, дефектологов и др.) на этапе вхождения ребенка в школу-интернат для разработки плана действий по его успешной интеграции в образовательную среду. Программа предполагает проведение работы не только с учащимися, но и их родителями, а также преподавательским коллективом школ-интернатов. В департаменте по науке и инновациям пояснили, что представленная программа не является универсальной для всей территории арктического региона, а будет актуальной именно для школ-интернатов Тазовского района, на базе которых проводилось исследование.

Источник: Департамент по науке и инновациям ЯНАО