7 Ноября 2018 К списку

130-тонный и беспилотный: журналистам показали роботизированный «БелАЗ»

ЖОДИНО, Белоруссия. VIST Robotics, резидент Фонда «Сколково», представил на полигоне в Белоруссии роботизированную погрузочно-транспортную систему в рамках проекта «Интеллектуальный карьер»
Рубрики: Сколково
«Интеллектуальный карьер» – это комплекс цифровых технологий управления производственными процессами открытых горных работ на основе беспилотного транспорта, роботизированной техники, а также отраслевых решений в области интернета вещей, искусственного интеллекта и прогнозной аналитики. Партнеры сколковской команды по этому проекту - «БелАЗ» и компания «Цифра».


По прогнозам экспертов, бум роботизированной техники начнется через 10 лет. Отказ от водителя позволит сэкономить лишь малую часть от общих затрат на эксплуатацию карьерного самосвала. Более того, о сокращении персонала речь не идет. Ведь нужен оператор, который будет управлять автомобилем на сложных участках. 

Внедрение системы позволяет сократить затраты на эксплуатацию техники до 8%. Фото: Sk.ru 

Гораздо больше денег удастся сохранить благодаря повышению производительности на 15−20% и возможности работать практически круглосуточно. Иногда в карьерах создаются условия, при которых человеку работать опасно: загазованность, пыль после взрывов и так далее. Любой простой  приводит к финансовым потерям. Автономная техника может работать в таких условиях. Кроме того, оснащенный искусственным интеллектом «БелАЗ» всегда работает в оптимальном режиме для сохранения ресурса.

Демонстрация роботизированных погрузочно-разгрузочных работ на производственном полигоне «БелАЗ» в Жодино. Фото: Sk.ru.



Концепция движения карьерных самосвалов без разворотов была продемонстрирована журналистам, среди которых был и корреспондент Sk.ru, на производственном полигоне «БелАЗ» в Жодино недалеко от Минска. Роботизированный комплекс состоит из карьерного погрузчика БелАЗ -78250 и карьерного самосвала БелАЗ - 7513R.  Во время демонстрации погрузкой 130-ти тонного самосвала удаленно управлял оператор. Алгоритмы автономного движения и ПО, разработанные специалистами VIST Robotics, позволяют существенно экономить время на подобных операциях, уверяют конструкторы. 

Во время демонстрации погрузкой 130-ти тонного самосвала удаленно управлял оператор.

Фото: Sk.ru


«В дальнейшем планируется максимально автоматизировать и погрузочные работы. С помощью технологий искусственного интеллекта, которые мы развиваем с нашим стратегическим партнером, компанией «Цифра», погрузчик сам сможет строить 3D-модель горной массы для погрузки, определять наиболее эффективный порядок действий, соотносить свое перемещение с положением самосвала. Функции дистанционного оператора будут состоять в выдаче экспертных указаний в начале работы и дополнительным действиям в особых ситуациях. Это позволит обойтись одним оператором на 3-5 роботизированных погрузчиков», - отметил Дмитрий Владимиров, генеральный директор «ВИСТ Групп» (VIST Robotics – одно из подразделений этой группы компаний).

Для ориентации в пространстстве роботизированный БЕЛАЗ оборудован всевозможными камерами и датчиками.

Фото: Sk.ru.

При создании беспилотной системы в компании VIST Robotics, сообщил г-н Владимиров, готовы взаимодействовать с другими резидентами Фонда «Сколково»: «Самая большая проблема – вопрос, готова ли компания к опытному использованию в тех сложных условиях, которые есть у наших заказчиков. Полигон - это достаточно простые вещи. Надежность определяется не на полигоне, а на горных работах».


Дмитрий Владимиров, генеральный директор «ВИСТ Групп». Фото: Sk.ru


Самосвалы имеют в своем составе расширенную систему контроля и самодиагностики – на всех системах установлены датчики контроля давления, температуры, вибрации на механических узлах. Любые неисправности выявляются на начальных этапах и разделяют по уровню опасности. Желтый - некритичная неисправность, машина может продолжать движение (например, не горит поворотник). Оранжевый - машину необходимо в ближайшее время (час-два) вывести в зону ремонта, чтобы не навредить еще больше. Красный - вызывает необходимость срочной эвакуации автомобиля в ремзону. Например, повышенная вибрация в редукторе мотор-колеса.

Создатели «БелАЗ» определяют его уровень автономности по классификации SAE между четвертым и пятым. То есть это полностью автономная система, которая может выполнять работы без участия человека. Но есть ситуации, когда необходимо присутствие дистанционного оператора, поскольку нормативная база пока не позволяет использовать полностью автономное управление. Например, в местах, где технологическая дорога пересекает дорогу общего пользования, оператор должен взять управление на себя.


При цене 130-тонной модели (на фото выше) примерно 1 млн долларов, стоимость роботизации будет составлять около 10−12%. Фото: Sk.ru

  


Соглашение о стратегическом партнерстве, в рамках которого началась разработка цифровой платформы для горной добычи, «ВИСТ Групп» и «Цифра» подписали на международной промышленной выставке «Иннопром» в июле этого года. Инвестиции в проект (300 млн рублей на первом этапе) будут направлены на развитие экспортного потенциала технологии «Интеллектуальный карьер», а также цифровой платформы. В 2019 году запланировано начало продаж во Вьетнаме, Индонезии, Индии и Чили, в 2020 году - в Южной Африке.

В рамках другого проекта, с компанией СУЭК, до конца этого года два карьерных самосвала БелАЗ - 7513R должны быть отправлены в Хакасию, на разрез «Абаканский». Там уже готовы площадки для тестирования полностью беспилотных самосвалов.

Источник: sk.ru